В корзине 0 товаров на сумму 0

Крашение тканей

Крашение тканей — это придание волокнам однородной окраски, обладающей известной степенью прочности. При крашение волокнистые материалы или обрабатываются водными растворами, иногда суспензиями красящих веществ, или красящие вещества образуются на самом волокне, причем они более или менее проникают в толщу волокна. Методы крашения весьма разнообразны в зависимости от свойств красителей и окрашиваемых волокон.

Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши были весьма изобретательны в подборе средств, позволяющих разнообразить цветовую палитру тканей и пряжи. 

Арабские купцы, например, завезли из Индии краситель, который самим названием выдает происхождение – индиго. Его изготавливали из стеблей и листьев растений рода индигофера. Только представьте себе: для получения 3 кг продукции необходимо было переработать целый центнер растительного сырья! Кстати, басму и в наши дни производят из листьев индигоферы. 

Весьма распространенным был ализарин, который добывали из корней марены ещё в древних Египте, Персии и Индии. Другим древнейшим красителем был пурпур. Тирийский пурпур добывали из улиток-багрянок, измельчая их с водой. Полученной смесью пропитывали ткань и высушивали на улице, в смысле – не в помещении. Только после этого материал приобретал пурпурную окраску.

Это был колоссальный труд, ведь всего-навсего на один грамм красителя надо было истолочь ни много ни мало – 10 тысяч хрупких созданий. Но в Венеции сырьем для местного пурпура был какие-то высушенные жучки (правда, венецианский пурпур ценился меньше).

Не все могли себе позволить дорогущие «заморские» красители, и те, кто победней, выкручивались, как могли, используя более дешёвые подручные средства. Так, зеленую краску делали из травы пырея, желтую и коричневую – из луковой шелухи, оранжевую – из коры яблоневых побегов, красную – из ягод.

 

 

 

 

 

«Промышленное», массовое товарное крашение волокнистых материалов до середины 19 века производилось только естественными красителями растительного и животного происхождения (других не было): крапы, гематип, индиго, кошениль, и отчасти минеральными веществами - железная бланжа, хромовая желтая, берлинская лазурь. Развитие органической химии  и химии каменного угля сделало возможным получение искусственных красителей. Английский химик Перкин в 1856 году выпустил на рынок мовеин (основной фиолетовый краситель) — первый искусственный краситель. В 1859 году появился другой основной краситель — фуксин — и затем: целый ряд искусственных красителей самых разнообразных окрасок и свойств.

 

На сегодняшний день по способам технического применения красящие вещества разделяют на 8 групп:

 Прямые красители. Используются без добавления химических веществ, но для ускорения процесса окрашивания и повышения уровня насыщенности окраски используются хлоридо-натриевые или сульфато-натриевые  соли. Прямые красители чаще идут на окрашивание материалов из вискозы и хлопка. Достоинство – легкость в использовании. Недостаток – при мокрой обработке окрашивание не имеет необходимой устойчивости. Повышают устойчивость окраски благодаря использованию специальных закрепляющих технологий.

 Сернистые красители. Для производства сернистых красителей амины или фенолы нагревают при участии серы. Обработка текстиля этими красящими веществами проходит последовательно в два этапа – реакции окисления и восстановления. Для растворения сернистого красителя в воде необходимо провести химическую реакцию процесса восстановления. Во время проникновения красителя внутрь волокон его окисляют для возвращения в состояние пигмента. Достоинство – небольшая цена. Недостатки – неяркие цвета, слабая влагоустойчивость, небольшая светоустойчивость.

 

 Азоидные красители. Образуются в ходе химической реакции, проходящей внутри структуры волокна между двумя компонентами, не являющимися красителями. Нафтол – это компонент, давший азоидным красителям еще одно название – нафтоловые. В ходе окрашивания азоидными красителями образуется пигмент. Достоинство – невысокая стоимость окрашивания для получения различных цветов. Недостаток – слабая устойчивость к трению.

 

 Реактивные красители. Реактивные красители при окрашивании образуют прочные химические связи с волокнами. Второе название данного красителя – активный, волоконно-реактивный. Достоинство – высокая влагоустойчивость. Недостаток – цена больше, чем у предыдущих красителей, невысокая устойчивость к действию хлора и различных отбеливающих средств.

 

 Кубовые красители.  Кубовые красители – это пигменты, которые в ходе окрашивания проходят вначале процесс восстановления, а затем окисления. Достоинство – высокая светоустойчивость, влагоустойчивость. Исключением является цвет индиго. Недостатки – высокая стоимость красителя.

 

 Кислотные красители. Кислотные красители образуют прочные взаимосвязи с волокнами материала посредством органических групп солей. Взаимосвязи образуются в процессе реакции с белковыми (шелк, шерсть) и волокнами полиамида. Достоинства – повышенная влагоустойчивость, прочные внутриструктурные связи.

 

 Основные красители.  Основные красители имеют второе название - катионные, так как молекула красящего вещества обладает положительным зарядом. Данные окрашивающие средства вступают в реакцию с кислотными группами волокон полиамида, акрила и полиэфира, белковыми волокнами. Недостатки – невысокая светоустойчивость.

 

 Дисперсные красители  используют для окрашивания волокон полиамида, полиэфира и ацетилцеллюлозы. Данные красители нерастворимы, их требуется диспергирировать для получения красильной ванны. Дисперсные красители являются единственными красителями, которые подходят для окрашивания немодифицированных волокон полиэфира и волокон ацетата.

1